Купить этот сайт
2 513

Некоторые аспекты съемки «ню» …

Опубликовано 19 июля 2011 в рубрике Ню, Портреты. Метки записи: , , , , . Автор: Михаил Рапкин

Или почему девушки не хотят сниматься обнаженными …

Довольно любопытными мыслями и наблюдениями поделился на этот счет с нами московский фотограф Андрей Зейгарник в своем посте в Живом Журнале.

Часто бывает, что некоторые наблюдения и рассуждения накапливаются в голове, но никак не удается их складно сформулировать. И вдруг, встречаешь человека, который совершенно для себя неосознанно высказывает их же, но в совершенно понятной, готовой и лаконичной форме. В этот раз случилась именно такая история. Однако текст Андрея довольно обширен, многие не любят видеть много буковок, поэтому предлагаю некую сжатую его версию (искренне надеюсь, что Андрей простит мне такое своенравное поведение), для простоты сохраняю форму «от первого лица», подписываясь под каждым словом и еще раз напоминая, где можно прочитать оригинальную версию.

Немного отклоняясь от рассуждений и в качестве иллюстрации,- небольшой отчет об одной из последних фотосессий в стиле “ню”.

Рассуждая на тему внутренних запретов, становится понятно, что существует несколько основных причин:

  • Собственный консерватизм. Или религиозные причины.  Это совершенно нормально и естественно, тут просто нечего обсуждать. Это принципиальная позиция, которая не может быть оспорена. Поэтому переходим дальше. К ситуациям, когда самой-то хочется.
  • Потенциальное недовольство и неодобрение близких (родители, муж и т.д.). Да, возможное недовольство может возникнуть, но часто эти предположения просто неверны. Обычно ни отец, ни мать, ни муж не могут не гордиться красотой своей дочери/жены или ее участием в интересном арт-проекте. Это норма. Пусть это прозвучит жестко, но если человек отвергает (физические или артистические) достоинства дочери и жены, настаивает на том, чтобы их спрятать, то это как раз признак его ограниченности. Фактически выбор в данном случае между собственной творческой свободой и признанием в том, что вы подозреваете своих близких в неполноценности. Извините еще раз, что это так жестко звучит. Допускается, что могут быть всякие предрассудки, через которые трудно переступить. Но большинство людей все-таки совсем не ограниченные люди. Не подозревайте их в этом, если они не дают для этого оснований. Ваши ожидания их дремучести преувеличены вашим страхом обнаружить этот факт на деле.
  • Результат не будет оправдывать ваших ожиданий. Допустим, вы доверились фотографу, а он наснимал фигню или что-то вам неблизкое. Ну так настаивайте, чтобы он это никому не показывал и не выставлял в интернете. Оговаривайте это с самого начала как условие. В моей практике была пара съемок, когда я сделал очень интересные, с моей точки зрения, фотографии. Я чувствовал, что мне не стыдно показать результат (и продолжаю так думать). Но мои модели были разочарованы и сказали, что им результат категорически не нравится. Мне пришлось закопать эти фотографии в архивах и не выставлять их. Да, я был расстроен, да я и сейчас горжусь, что я так умею, вижу и могу, но фотография, на которой изображена модель – это не мое индивидуальное творчество. Мой “соавтор” тоже имеет право голоса. Фотографии пришлось отложить надолго или навечно, и так сделал бы любой приличный человек, хоть и с грустью. “Это не последняя модель, не последняя съемка, а жизнь не стоит на месте. Я сделаю что-то покруче c другой моделью,” — говорю я себе.
  • Не хочется пошлых комментариев к подобным фотографиям, в том числе на ресурсах, куда фотографии растаскиваются и над которыми контроль уже не возможен. Не хочется обсуждения недочетов внешности и так далее. Да, очень не хочется пошлых комментариев, и также верно то, что фотографию копируют многократно и что опубликование фотографии в жж или на фликре означает, что вы должны быть готовы увидеть ее где угодно. Однако мой личный опыт говорит, что (1) действительно классные фотографии, сделанные понимающим фотографом, не так уж и растаскиваются по тем интернет-ресурсам, где возможны “плохие” комментарии, (2) свой жж или фликр фотограф в состоянии полностью контролировать (попробовал бы хоть кто-то в этом журнале заикнуться о физических недостатках моих моделей!), (3) даже будучи растащенными по интернету хорошие фотографии редко вызывают “плохие” комментарии, (4) вы врядли сами окажетесь на тех ресурсах, где такие комментарии возможны. И самое главное: ну какая вам разница, что говорят\думают дебилы? Неужели какие-то придурки вас так легко могут убедить в том, что что-то некрасиво и плохо, если вам самим кажется, что это красиво и хорошо?
  • Сохранение интриги своего (уникального) тела. Продолжайте в том же духе! Заодно сохраняйте интригу своей личности, своего ума, всех своих достоинств и недостатков (если они есть). Сохраняйте интригу всего прекрасного, что есть у вас. Ходите в темных очках, пусть ваши прекрасные глаза останутся интригой. Только не удивляйтесь, что в это самое время большинство из тех, кто весьма ценит интриги (в разумных пределах) потеряют к вам интерес.
  • Не нравится фотограф. Очень правильная точка зрения. Надо сниматься только у тех, кто вам нравится, кому вы доверяете, кто вам симпатичен, от кого вы можете получить что-то хорошее или полезное. Вы должны получать удовольствие от съемки и от общения с фотографом. Зачем тратить время на тех, кто вам не нравится! Это ведь ваш выбор! Но вам, наверное, кто-то все-таки нравится или может понравиться, так ведь?
  • Неуверенность в своей внешности, нестандартность фигуры. Да, я должен признать, что раскованные, артистичные молодые женщины, с красивой фигурой и приятными чертами лица – это то, о чем мечтает каждый фотограф. Так же правда и то, что “нестандартные” фигуры требуют от фотографа изобретательности. Но главная правда не в этом. Главная правда в том, что большинство из тех, кто считает свою внешность неподходящей, идеально и/или очень интересно смотрелись бы на фотографиях. Да, есть люди с очень проблемной внешностью. В 99% случаев – это не вы! Вы можете не подойти какому-то отдельному фотографу. Такое может случиться, но ведь и вам не подходит любой фотограф! Разве на прекрасных обнаженных фотографиях, сделанных классиками, все женщины с идеальными внешними данными? Совершенно нет! Да и идеалы меняются. Фотографии (и ощущения от них у моделей) делают не роскошность форм, а очень много всяких обстоятельств. Даже если вам лично интересна не прекрасность фотографии, а прекрасность вас самой, то и это не достигается исключительно красотой форм. Как и в жизни, в фотографии неоспоримым преимуществом обладают те, у кого есть смелость, энтузиазм, собственное творческое начало, внутренняя свобода, а не те, кто обладают привлекательной внешностью, но этими качествами не обладают.
  • Жду когда предложат… Неудобно напрашиваться… Интересный фотограф очень занят. Ну а фотограф должен бегать и всем предлагать “а давайте я вас сниму, вы мне нравитесь”? Кто-то должен делать первый шаг. Разница между вами и фотографом только в том, что фотограф для вас открыт: про него все известно и по его снимкам можно понять, что он хочет и что он может как фотограф. Поэтому моделям проще выбирать себе фотографа. При этом почти все фотографы ищут себе моделей, потому что трудно вообще найти людей, которые тебя бы хорошо понимали, кто был бы с тобой на одной волне. Не стоит ждать, пока фотограф обнаружит вас сам среди нескольких тысяч жж-юзеров или где-то схватит за руку на улице и предложит сниматься. Кроме того, если вы готовы на эксперименты и готовы участвовать в его попытках сделать что-то интересное, то вы должны понимать, что интересующего вас фотографа вы уже наполовину тем самым заполучили.
  • Контроль за использованием своих изображений. Предрассудок, конечно, но его действительно трудно преодолеть. Основная проблема состоит в неспособности деперсонифицировать свое собственное изображение. С одной стороны, понятно, что человек не равен своему изображению. Известно также, что люди, видевшие фотографии конкретных женщин обнаженными, в большинстве случаев общаются с ними так, как будто на фотографии они видели кого-то совершенно другого. Известно, что зритель деперсонифицирует изображенных людей легче, чем сами модели. Модель воспринимает все, что говорят о фотографии на свой счет, и это правильно. Но правда также и то, что фотография – это не модель. Она живет своей жизнью, а модель – своей.
  • Элемент сексуальных отношений, что-то типа ролевых игр. Встает вопрос, а дальше что? Если это партнер — понятно, если дядька со стороны, то что с ним делать? Если он еще и не возбуждается, как пишут проффотографы, снимающие ню, то вообще становится погано. Я тоже считаю, что подобная съемка – это в известной мере тип сексуальных отношений, как кстати, например, и аргентинское танго. И таки да, это приводит к возбуждению. Но только это не такое же возбуждение как при “обычных” сексуальных отношениях. Отвечаю на вопрос “Что дальше?”: Если вы в состоянии на этом остановиться и не переходить к “обычным” сексуальным отношениям, то не переходите. Если хотите переходить, то это ваше дело и вашего фотографа. Это тема не из области фотографии.  Это уж каждый решает сам для себя. Не думаю, что вы станете запрыгивать на “дядьку со стороны” от того, что позировали ему обнаженной. Но непонятно, зачем этого обстоятельства априори бояться.

Вот как-то так… © Андрей Зейгарник (оригинальная версия статьи)


Фотограф: Михаил Рапкин, модель: Юлия Каландарова
Автор текста: Андрей Зейгарник
Реквизит, свет, студия: Арт-студия «Фотоцех» ©Фотоцех

 

[2 513]

Прокомментировать